Oleg "JurassicParkCamera" Moiseyenko (jurassicparkcam) wrote,
Oleg "JurassicParkCamera" Moiseyenko
jurassicparkcam

Categories:

Три основных момента зонной теории Адамса

По части применимости зонной теории Адамса (ЗТА) в фотографической среде бытуют полярные мнения - для кого-то она вполне работает, а у кого-то нет...

Традиционно, работая с среднеформатными камерами я чаще полагаюсь на замеры встроенных в камеры экспонометров, предпочитая в сложной ситуации просто потратить 2-3 дополнительных кадра на эксповилку, чем ломать голову с точечными замерами и сопутствующими им вычислениями оптимальной экспозиции. Так проще и дешевле. И только взявшись за классическую мокрую фотопечатать я впервые всерьез прикоснулся к ЗТА. Вот когда из тумана абстрактных доселе теоретических знаний на сей счёт в голове начало формироваться что-то более осмысленное и материальное.

С переходом же на большой формат я чувствую, что продвинулся ещё на один шаг вперед в понимании ЗТА, причем без усиленных ночных штудий над учебниками. Вообще, большой формат и листовая плёнка подводят фотографа к освоению зонной теории Адамса наиболее естественным образом, тогда как вне контекста самостоятельной проявки и печати ЗТА остаётся вещью в себе.

Для успешного освоения ЗТА достаточно помнить три следующих ключевых момента:


Photo (C) Gavin Seim

  1. Независимо от того какую поверхность измеряет ваш экспонометр он транслирует её в 18% серый тон (зона V), тем самым устанавливая исходную точку отсчета для всей шкалы яркостей ЗТА. При этом абсолютно черный цвет без деталей условно принимается за зону 0, а совершенный белый - за зону IX.

  2. Плотности в тенях негатива (зоны I, II и III будущего отпечатка) в наибольшей степени определяются количеством экспозиции, получаемой плёнкой при съёмке. Увеличение или уменьшение времени проявки негатива здесь не играет определяющей роли, несущественно сказываясь на результирующих тональностях отпечатка.

  3. Плотности в светах негатива (зоны VI, VII и VIII отпечатка) в наибольщей степени определяются временем проявки, чем экспозицией. Если светлые тона отпечатка темноваты - это свидетельство недостаточности проявки негатива и наоборот, проявка была чрезмерной если света отпечатка "вымыты" и не имеют деталей.

Tags: darkroom, large format, photography diary
Subscribe

  • О фотографии. Текущее...

    Давненько я сюда не заходил! И не потому, что отошел от фотографии, а просто исчезла потребность выкладывать в какие бы то ни было социальные сети…

  • Видео-экскурсия в фотолабораторию Эдварда Вестона

    Внук легендарного фотографа знакомит с фотолабораторией деда. Много документальных кадров Вестона в работе. Замечательно, что все в его…

  • Два вида с горой Кадиллак

    Два вида с горой Кадиллак (466 м.) из нац.парка Акадия, Мэйн, США. На первом - вид с ее вершины на острова в бухте Бар Харбор, на втором - вид на…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments

  • О фотографии. Текущее...

    Давненько я сюда не заходил! И не потому, что отошел от фотографии, а просто исчезла потребность выкладывать в какие бы то ни было социальные сети…

  • Видео-экскурсия в фотолабораторию Эдварда Вестона

    Внук легендарного фотографа знакомит с фотолабораторией деда. Много документальных кадров Вестона в работе. Замечательно, что все в его…

  • Два вида с горой Кадиллак

    Два вида с горой Кадиллак (466 м.) из нац.парка Акадия, Мэйн, США. На первом - вид с ее вершины на острова в бухте Бар Харбор, на втором - вид на…